«Зов Бога», или несколько слов о книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы»
Диакон Георгий Малков
Русская народная линия
...Не побоюсь сказать, что только что вышедшая из печати
книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые
святые» и другие рассказы» - являет собой
замечательный образец подлинно православного современного
литературного творчества.
|
Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» и другие рассказы». М., изд-во «ОЛМА Медиа Групп», 2011. Тираж 60 тыс. экз. |
Книга
эта не только духовно поучительна, не только исполнена
предельно человечного - христианского! - внутреннего
благородства и самой искренней любви ко всем ее
персонажам, но и попросту увлекательна, интересна
своими сюжетами.
При этом в ней равно выразительны присутствующие здесь
яркие образы как известных наших подвижников -
представителей псково-печерского монашества:
отцов-архимандритов - Иоанна (Крестьянкина), Серафима
(Розенберга), Нафанаила (Поспелова), «Великого
Наместника» о. Алипия (Воронова), схиигумена
Мелхиседека, так и, казалось бы, более
«обычных» - и монашествующих, и
«мирских» - священников и самих
«мирян».
Просвещенные благодатию Божией «лики» этих и
подобных им «несвятых святых», сияющие нам со
страниц книги; живая, но всегда спокойная и ясная русская
речь - при изложении автором порой даже весьма острых
житейских коллизий, но главное, духовная правда Христова о
Церкви и нашей церковной жизни, - все эти характернейшие
черты свидетельствуют о том, что архимандрит Тихон явно
опирается в своих новеллах и очерках на традицию
классической русской христианской литературы - от
Лескова и Чехова до Шмелева и Зайцева... И потому его
новая книга окажется, безусловно, интересной как для всех,
уже находящихся в ограде церковной, так и для тех, кто, -
любя русскую речь, - еще только интересуется христианством
и православной жизнью России - и прежней,
«советской» поры (преимущественно периода
второй половины XX века), так и
«постсоветской», начала нового века.
Основополагающая сквозная, самая животрепещущая тема этого
литературного труда - тема Промысла Божьего - явно самая
дорогая для автора. Как пишет он в самом конце книги:
«...В часы, когда тягучее уныние подкрадывается и
хочет заполнить душу, когда то же происходит с близкими
мне людьми, я вспоминаю события, связанные с чудным
Промыслом Божиим. Один подвижник как-то сказал, что всякий
православный христианин может поведать свое Евангелие,
свою Радостную Весть о встрече с Богом... мы, хоть и
немощные, грешные, но Его ученики, и нет на свете ничего
более прекрасного, чем созерцание поразительных действий
Промысла Спасителя о нашем мире».
О таинственном и, в то же время, самом наиреальнейшем чуде
этой постоянной промыслительной заботы Христовой о всех
нас, Его чадах, рассказывается на многих страницах книги:
по сути вся она и есть - живое свидетельство об этой
неизменной заботе Творца о Своем, - то святом, а то и
непутевом по греховности воли, - творении.
Что ж, нам дарована Богом свобода воли - и потому нередко
Любовь Божия остается, увы, безответной. Однако, можно
быть уверенными в том, что благодаря книге отца Тихона
многие задумаются над такой своей безответностью, а
некоторые наконец и устыдятся ее.
Второй важнейшей темой книги является феномен монашества -
как самого последовательного, самого деятельного и -
явственно для автора - самого (вновь употреблю недавний
эпитет!) радостного рода христианской
деятельности на нашей грешной земле...
Начинается монашеский путь, естественно, с послушничества.
И потому будущий читатель может представить себе (что
затем и обнаружит, действительно, в этой книге), сколь
высоким оказывается предлагаемый нам автором образ
монашества, если даже о начале его - послушничестве - он
пишет следующее: «Упоительное ощущение безмятежного
счастья и свободы, которую никто не может отнять,
осознание предельной защищенности в этом мире, потому что
Бог Сам взял тебя за руку и ведет к необычайной, ведомой
лишь Ему цели, - вот что составляет неповторимое состояние
послушничества. Это состояние проходит. Но, говорят, после
долгих лет подвижничества оно возвращается в умноженной
силе и в умудренном духе».
Причем стоит подчеркнуть, что всё это «упоительное
ощущение» для подлинного послушника имеет
обычно место вовсе не в тиши некоей романтической
«кельи под елью», а, например, для того же
отца Тихона соседствовало с «бух!» и
«плюх!» на монастырском скотном дворе, где он
нес свое послушание - убирал падающий долу коровий
навоз...
И вот итог такого - истинно христианского - монашеского
послушания (приведу, не удержусь, два абзаца):
«...пришло время... браться за лопату... А коровка
совсем разыгралась: с ноги на ногу переступает, хвостом
широко машет, и вдруг, когда я наклонился, - хлоп меня
прямо по лицу набухшей, отяжелевшей кисточкой хвоста!
Мгновенно рот, глаза, нос, уши - всё залепило навозом!
Сначала я был так ошеломлен, что даже замер от
неожиданности и обиды. Но потом, не помня себя, изо всех
сил замахнулся на корову лопатой и...
И тут я вспомнил, что нам заповедано Христом подставлять
другую щеку. Это если нас оскорбит человек. А тут -
неразумная тварь. Лопата опустилась сама собой. Я утер
навоз и слезы рукавом телогрейки, повернулся к выцветшим
бумажным иконкам на стене, перекрестился и, всё ещё плача
от обиды, принялся за уборку...»
Ну не образ ли это, по сути, и самого христианства - плача
и молясь, разгребать все эти «бухи» и
«плюхи» нашего несчастного и прекрасного мира?
И попутно замечу, что такого послушничества - то сторожем
у монастырских ворот, то в коровнике, то затем в
Издательском отделе Московской Патриархии под
благожелательным, но и бдительным оком Владыки Питирима
(Нечаева) - у автора было восемь лет! Но пусть обо всём
этот читатель узнает из самой книги...
В итоге же, вспоминая первые годы своего пребывания в
Псково-Печерской обители, отец Тихон с благодарностью
пишет: «Восхищаясь... печерскими отцами, мы,
послушники, мечтали во всем подражать им. Даже проходя по
монастырским коридорам мимо келий старцев, мы с
благоговением и страхом замолкали: за этими дверями
совершались невидимые битвы с древними силами зла,
рушились и созидались вселенные!»
Но ведь и им - и самому отцу Тихону, и его
друзьям-послушникам - пришлось в свое время (и каждому в
свою меру) участвовать в битвах с «миром»
(порой даже и с любящими родителями) за свое право стать
монахами. Как вспоминает автор: «...в монастырь мы в
начале восьмидесятых годов не уходили, а сбегали. Думаю,
нас считали немножко сумасшедшими. А иногда и не немножко.
За нами приезжали несчастные родители, безутешные невесты,
разгневанные профессора институтов, в которых мы
учились... мы... бежали из ставшего бессмысленным мира -
искать вдруг открывшегося нам Бога, почти так же, как
мальчишки убегали юнгами на корабли и устремлялись в
далекое плавание. Только зов Бога был несравненно сильнее.
Преодолеть его мы не могли. Точнее, безошибочно
чувствовали, что если не откликнемся на этот зов, не
оставим всего и не пойдем за Ним, то безвозвратно потеряем
себя. И даже если получим весь остальной мир со всеми его
радостями и утехами - он нам будет не нужен и не
мил».
Почему всё так - и рассказывается в этой книге. Причем
рассказывается предельно естественно, без встречаемых
порой в церковной литературе «дежурных»
елейности и «благочестивого» надрыва - даже
когда повествуется о многих чудесах, свидетелем или прямым
участником которых оказался сам автор), без каких-либо
инвектив и алармизма, здраво и спокойно, а главное, с
чувством благодарности за всё - и Богу, и добрым людям.
Именно эта благодарность и есть самая суть и христианский
смысл, самый непосредственный источник всего благодатного
содержания этой интереснейшей - духовно поучительной и
жизненно оправданной реальною жизнью в Боге - новой книги
архимандрита Тихона.
Настоятельно советую: прочитайте ее и вы - приобщитесь к
истинной радости, - радости о Господе нашем и верных Ему
чадах, «несвятых святых» России последнего
полувека.
Диакон Георгий Малков
Русская народная линия
|